Истоки ВОИНа

Индивидуальный опыт человека и его возможности – на что он способен – во многом определяются опытом и памятью народа в целом. В XX веке, в результате тяжелейших испытаний, которые выпали на долю народов России, в исторической памяти и самосознании большинства населения страны образовался глубокий разрыв, преемственность знаний и умений, духовных богатств, передававшихся из поколения в поколение, была нарушена. В начале XXI века этот разрыв ещё углубился, а образовавшаяся пустота быстро заполнилась заимствованными у других народов «общечеловеческими ценностями», подлинная ценность которых для русского человека по меньшей мере сомнительна. Соответственно, богатейший опыт воинского искусства рус-ского народа, в жизни которого вплоть до XIX века не было ни одного мирного года, оказался забыт, а на его место пришли восточные и европейские стили боевых искусств. В этих условиях важнейшая задача для каждого человека – восстановить прерванную связь поколений, «вспомнить» прошлое собственного народа.

Долгое время было принято начинать историю русского народа с VI века, поскольку именно в это время могущественная Византийская империя столкнулась со славянами как с серьёзной угрозой своему существованию. И серьёзные исследования, и школьные учебники приучали нас смотреть на собственную историю чужими глазами – сначала глазами тех же византийских авторов, потом глазами арабских путешественников и географов, потом различных европейских «немцев».

Между тем исследования советской школы исторической науки, впер-вые использовавшие достижения не одной, а целого комплекса наук (истории, археологии, нумизматики, лингвистики и др.) убедительно показали, что присутствие славян на просторах Восточной Европы можно обнаружить по меньшей мере в третьем тысячелетии до н.э. Столь же древнюю историю имеет и слово «вои», с давних пор использовавшееся восточными славянами для обозначения воинов. Читая русские летописи, почти на каждой странице встречаешь упоминания о воях: «… и Ярославъ собра множьство вой, и изыде противу ему [Святополку – Ю.О.] на Льто» (1019 г.); «Ярослав совокупи воя многы…» (1026 г.) , «Ярославъ и Мьстиславъ собраста вой многъ, идо-ста на Ляхы…» (1031 г.) , «Ярославъ събра вои многы, варягы и словени…» (1036 г.), «И помроша кони у вой Володимерь…» (1042 г.), «Изяславъ, и Святославъ, и Всеволодъ, и Всеславъ совокупиша вои бещислены…» (1060 г.) и т.п.

Имя собственное «Воин» также довольно широко использовалось. Например, уже в ранние века истории древнерусского государства был известен город Воин , даже гораздо позднее, в XVII веке, известный государственный деятель той эпохи Ордин-Нащокин дал своему сыну имя «Воин».