Методы максимально эффективного применения оружия

Все манипуляции с предохранителем пистолета производятся большим пальцем руки, удерживающей рукоятку пистолета. В данном случае речь идет о пистолете ПМ (ИЖ-71). Надо сказать, что у этой модели предохранитель конструктивно расположен очень удачно для правши и совсем неудачно для левши. При правильном хвате рукоятки он удобно располагается над большим пальцем руки, позволяя быстро снять или поставить оружие на предохранитель.

Освоение этого приема позволяет сократить время приведения пистолета в готовность к производству первого выстрела на 0,5—0,7 с. В ситуации огневого контакта на короткой и сверхкороткой дистанции это довольно большой промежуток времени. Первоначально, правда, возникают определенные сложности (в особенности с постановкой оружия на предохранитель), связанные с тем, что давление пальца на выступ предохранителя производится по траектории, касательной к боковой поверхности затвора. В результате предохранитель «клинит». Если же давление осуществляется параллельно затвору, то никаких проблем не происходит.
Манипуляции с предохранителем большим пальцем правой руки позволяют совмещать определенные действия, необходимые для приведения оружия в готовность к стрельбе. Например, одновременно вставлять обойму в рукоятку и снимать пистолет с предохранителя или извлекать его из кобуры с одновременным снятием с предохранителя. Все это также в значительной мере сокращает время доогнет вых манипуляций с оружием.
При передергивании затвора он удерживается только большим и указательным пальцами. Такой способ должен применяться во всех случаях работы с затвором пистолета. Категорически запрещается передергивать затвор пистолета, удерживая его всеми пальцами сразу!
Image
В этом случае, во-первых, ствол поворачивается в сторону от линии выстрела, а во-вторых — локоть левой руки выводится в опасную близость к стволу.
Результатом случайного выстрела в этом случае очень легко может оказаться локоть самого стрелка. К тому же передергивание затвора с удержанием его всеми пальцами делает невозможным одновременное выведение пистолета на линию выстрела.
На огневом рубеже либо в ситуации огневого контакта досыл патрона в патронник в ручном нарезном короткоствольном оружии осуществляется передергиванием затвора с одновременным выводом пистолета на линию выстрела. Для спортсмена-пулевика, стоящего на огневом рубеже, не играет никакой роли способ досыла патрона в патронник. В любом случае, ему не грозит опасность и у него достаточно времени для совершения всех необходимых действий. Для сотрудника спецподразделения это действие имеет принципиальное значение, ибо во время огневого контакта каждая лишняя секунда промедления может оказаться для него роковой.
Обычно стрелок производит досыл патрона в патронник путем удержания пистолета в правой руке и передергиванием затвора левой. В данном же случае все делается наоборот: левая рука удерживает затвор, а правая поступательным движением вперед выводит пистолет на линию выстрела. Но и этого еще не достаточно, чтобы обеспечить себе высокие шансы на поражение противника.
Мало уменьшить только время, затрачиваемое на приведение оружия в состояние готовности для производства первого выстрела, требуется еще максимально сократить время прицеливания, которое во многом зависит от расстояния между стрелком и целью. Чем дальше мишень, тем больше времени требуется на точную наводку оружия (это правило действует только до определенной дистанции, после которой дальнейшее увеличение расстояния незначительно сказывается на увеличении времени прицеливания).
В основном ручное короткоствольное оружие используется на средней и короткой дистанциях. В данном случае для сокращения времени прицеливания важно быстро и четко вывести оружие на линию прицеливания, для чего оно должно подниматься на уровень глаз по кратчайшей траектории без каких-либо лишних, посторонних движений (рис.; цифрами обозначена последовательность действий).
Image
Очень важно, чтобы пистолет не поднимался выше уровня глаз. В противном случае оружие и руки на некоторое время перекроют поле зрения, что уже само по себе небезопасно во время огневого контакта, и, естественно, увеличится время прицеливания за счет необходимости опустить пистолет вниз на линию прицеливания.
При наличии хорошо отработанного навыка это позволит уверенно поражать мишень на короткой дистанции вообще без визуального прицеливания с Помощью штатного прицельного приспособления. Хорошим результатом считается производство выстрела в тот самый момент, когда пистолет оказывается на линии выстрела без каких-либо пауз и задержек (само собой разумеется, что при этом надо еще и попасть в мишень!).
Все штатные манипуляции с оружием должны производиться без визуального контроля оружия стрелком. Это требование относится к категории оперативных. В обычной жизни человек, как правило, смотрит на руки, когда что-то ими делает. Во время огневого контакта оперативная ситуация может меняться очень быстро, так что, отвлекшись даже на несколько секунд, оперативник может упустить контроль над ситуацией. Чем это может обернуться, понятно без объяснений.
Учитывая все это, во время исходной подготовки и последующего текущего тренинга стрелку необходимо уделять достаточно внимания практике обращения с оружием вслепую (включая неполную разборку-сборку пистолета и устранение утыкания и перекоса патрона в патроннике).

Во время ведения огневого контакта при смене магазина в патроннике должен оставаться последний патрон. Это также требование, обусловленное оперативной работой. Оно совершенно бесполезно в спортивной стрельбе (если не сказать, что, наоборот, вредно), а вот в боевой обстановке оно не только сокращает время перезарядки оружия (нет необходимости передергивать затвор после смены магазина), но и дает шанс стрелку в случае необходимости произвести выстрел еще до того, как бунт заменена обойма. В определенных условиях это вполне может сохранить стрелку жизнь. Не следует пренебрегать этим правилом!
Кстати, о пренебрежении. Вовсе необязательно снисходительно, свысока относиться к какой-то определенной технологии. Можно полностью сознавать ее эффективность и необходимость и тем не менее «проколоться» на ней, если не будет выработан твердый и устойчивый навык. А он, в свою очередь, никогда не появится, если учебный процесс будет строиться по принципу «на тренировке делаю как проще (или безопаснее), а вот в реальном бою сделаю как надо». Чудес на свете не бывает. В реальной ситуации все будет сделано либо так же, как на тренировке, либо хуже, но никак не лучше!
И еще известно, что, научившись один раз ездить на велосипеде, не разучишься уже никогда. Совсем другое дело — стрелковые навыки. Они требуют регулярных тренировок даже для хорошо подготовленных стрелков.

Антон Ларин ,
"Стрелковая подготовка сотрудников спецподразделений"